
Пока живёшь, надеждой полон жребий,
пока идёшь - дорога манит в даль.
Где край земли там края нет у неба.
К чему твоя бескрайняя печаль?
Вокал — это искусство, которое может быть представлено в самых разных формах. В зависимости от жанра и стиля, вокал может быть как простым и доступным, так и сложным и требующим специальной подготовки. В этой статье мы рассмотрим основные типы вокала, их особенности и отличия.
Самодеятельное пение
Самодеятельное пение — это форма вокального искусства, которая не требует специальной подготовки и профессионального образования. Это может быть пение под гитару, гармонь или другие инструменты, исполнение народных песен или песен из кинофильмов.
Хотя для профессионального певца пение под гитару – одно из самых сложных исполнений. Коварство заключается в том, чтобы при достаточно тихом пении не потерять опору. Самое сложное для исполнения это пение под пиано. И тем не менее, ввиду малых требований самодеятельное пение — это возможность выразить свои эмоции и чувства через музыку.
Самодеятельное пение может быть как сольным, так и ансамблевым. В ансамблевом пении участники могут дополнять друг друга, создавая гармоничное звучание. Самодеятельное пение — это отличный способ провести время с друзьями или семьёй, а также возможность открыть в себе новые таланты. И тем не менее, мы должны понимать, что это, по сути, бесконтрольное пение, без осознавания того, как человек поет и почему может что-то не получиться.
Бардовское пение
Бардовское пение — это особый жанр вокального искусства, который сочетает в себе элементы самодеятельного и профессионального пения. Барды — это поэты-певцы, которые создают свои собственные песни и исполняют их под аккомпанемент гитары или других инструментов.
Бардовское пение отличается от других жанров вокала своей лиричностью и эмоциональностью. Барды часто поют о любви, природе, дружбе и других важных темах.
Бардовское пение может быть как сольным, так и ансамблевым. В последнее время появляется все больше и больше хороших добротных аранжировок в бардовских песнях, использующих несколько музыкальных инструментов, а также прекрасное многоголосие в ансамблевом исполнении.
Эстрадный вокал
Эстрадный вокал — это жанр вокального искусства, который характеризуется яркостью и эмоциональностью исполнения. Эстрадный вокал включает в себя исполнение песен в различных жанрах, таких как поп, рок, джаз и другие. Эстрадный вокал требует от певца не только вокальных данных, но и умения работать с микрофоном, сценическим образом и хореографией. А также владение дыханием и техниками, присущими эстрадному жанру.
Научно-технический прогресс в области звуковоспроизводящей и звукоусиливающей аппаратуры произвел огромное влияние на эстраду, сняв вопросы с озвучкой зала. Если вокалист академической школы имеет навыки использования всего потенциала голосового аппарата для полного озвучивания зала и без микрофона, то вокалисту эстраднику становится легче, ведь он использует усиление звука и колонки, расположенные в правильных местах зала.
С одной стороны это хорошо – вроде как добавляются возможности и тем вокалистам, которые не тратили свое время на освоения академической базы, но с другой стороны это сыграло злую шутку.
Рауль Юссон в своей книге «Певческий голос» подробно описал так называемую паразитную обратную связь, могущую полностью «убить» исполнение на сцене. Дело в том, что эстрадный певец, слышит себя через мониторы на сцене или колонки в зале. И слышит он ровно то, что накрутил в звуковоспроизводящих приборах звукорежиссер зрительного зала. Это в любом случае искажение, плюс собственный вкус звуковика. Певец может быть не удовлетворен услышанным, и начинает что-то менять в своем голосе, в своем голосом аппарате. Звукорежиссер, услышав изменение может снова покрутить ручки приборов. В результате певец перенапрягает свой голосовой инструмент, а звук на концерте может быть совсем плохой.
Эстрадный певец с академической базой в исполнении на сцене ориентируется прежде всего на свои внутренние ощущения, которые после продолжительного обучения являются самыми верными, и не слушает внешний звук через аппаратуру. Так и звуковику гораздо легче и звук убить гораздо труднее. Да и здоровье вокалиста не пошатнется.
Эстрадная песня М.Таривердиева "Голуби" в академической манере
Народное пение
Народное пение — это не просто пение народных песен, это особый музыкальный жанр, который имеет свои корни в культуре и традициях народа. Оно отличается от академического пения своей простотой и естественностью.
Народное пение имеет глубокие исторические корни. Оно возникло в результате многовекового народного творчества и отражает особенности жизни и быта людей. Народные песни передавались из поколения в поколение, сохраняя свою самобытность и уникальность.
В России народное пение развивалось параллельно с академическим пением, но имело свои особенности. Исполнители народной музыки пели открытым смешанным звуком с преобладанием грудного в соответствующем этому способу диапазоне — не выходя за пределы первой октавы. Это позволяло достичь большой силы звука и обходиться без микрофона.
Однако такой подход не всегда согласуется с академическим стилем. Если ребёнок учится академическому пению, его нужно сразу учить пению округлым прикрытым звуком. Это связано с тем, что открытый звук, применяемый в народном пении, может затруднить переход к академическому пению в будущем.
Академический вокал
Академический вокал — это жанр вокального искусства, который характеризуется чёткой структурой, сложными гармониями и мелодиями. Академический вокал – прежде всего это целостная, основанная на огромном опыте, имеющая огромную научную базу школа, требующая определенной подготовки.
Академический вокал включает в себя оперное пение, камерное пение и другие жанры. Оперное пение — это исполнение оперных арий и песен, которые требуют от певца не только вокальных данных, но и актёрского мастерства. Камерное пение — это исполнение песен, написанных в академической, классической манере, романсы и старинные арии, ариетты и т.д., в небольших концертных залах или на концертных площадках.
Академический вокал требует от певца не только владения вокальными техниками, но и умения работать с дыханием, дикцией и артикуляцией.
Академический вокал — это один из самых сложных и требовательных жанров вокала. Но не смотря на обилие страшных слов, академическому вокалу можно и нужно учиться, поскольку эта школа является отличной базой для других типов пения. Известные эстрадные певцы старой формации имели основой академическую постановку голоса и даже в возрасте имеют прекрасный по силе, качеству и окраске голос. И даже в современном мире (извините, напишу все же в кавычках) «развития» эстрады эти голоса слушаются с восторгом.
Академическое произведение С.Прокофьева на стихи А.Барто "Болтунья"
Заключение
Каждый тип вокала имеет свои особенности и требует от певца определённых навыков и умений. Выбор типа вокала зависит от индивидуальных предпочтений и целей певца. Независимо от выбранного жанра, вокал — это искусство, которое требует постоянной практики и совершенствования. Без этого просто встать и спеть хорошо невозможно.
Аурелия Райлян,
Олег Смердов
"Петь - это не сложно! Сложно не петь"
Вокальная школа "Вокалиум". Тел:+7(916)056-07-10
Алексей Агаронян написал(а) 38 дней(день) назад (нейтрально) 0Спасибо, очень познавательно. И правда, сколько типов вокала бывает... Невольно вспомнился певец Димаш, в последнее время что-то редко его слышно и видно. Вот уж действительно уникальный вокалист. Игорь Крутой, помню, обратил на него внимание, поддержал юное дарование...0 очков