В предыдущей статье автором были затронуты ряд проблемных вопросов «зимней» войны. Вскользь было упомянуто и о возникновении русско-финского конфликта в конце XIX в., который в свою очередь стал следствием присоединения в начале века к Российской Империи Великого Герцогства Финляндского, получившего затем статус Великого княжества. Оно досталось России не просто так, а в результате очередной, ставшей к счастью последней, русско-шведской войны 1808-1809 гг., произошедшей в эпоху «наполеоновских» войн.
Если раньше неизвестной называли у нас «зимнюю войну» 1939-1940 гг., то на сегодняшней день это название следует отнести, на взгляд автора, к событиям 1808-1809 гг. В историографии нашего финского соседа эта война получила название «малое лихолетье», по аналогии с «большим лихолетьем». Так в Финляндии называют Великую Северную войну(1700-1721 гг.) между Россией и Шведским королевством, частично проходившую на территории современной Финляндии. У другого более дальнего соседа она называется Finska kriget, в переводе со шведского - «Финская война». Также существует название, вынесенное автором в заголовок статьи, т.е. «Ботническая война», по названию Ботнического залива Балтийского моря, разделяющего территорию Швеции и Финляндии.
Причины войны.
Причинами этого конфликта стала геополитическая обстановка в Европе, ставшая результатом побед Наполеона I над рядом европейских стран, в том числе Российской империей и Пруссией.
Летом 1807 г. Александр I, потерпев поражение на полях Восточной Пруссии, подписывает с императором Франции в г. Тильзите (сов. город Советск Калининградской области) одноименный договор, завершив тем самым русскопрусско-французскую войну 1806-1807 гг. Россия была вынуждена присоединиться к наполеоновской континентальной блокаде Великобритании.
В материковой блокаде оставались два «окна». Если на юге в ней не участвовали Лиссабон и Мадрид, то на севере – Стокгольм. С Испанией и Португалией Наполеон мог бы справиться и сам, со Швецией - нет. Руководя великой балтийской державой, король Густав IV Адольф «питал неприязнь» к Бонапарту, и ничего не могло заставить его разорвать договор с Великобританией. Чтобы нанести удар по защищенной морем Швеции, французам требовалось провести масштабную десантную операцию, что могло бы закончиться катастрофой при абсолютном господстве на море британского флота.
И тут очень кстати для французов, Александр I предложил Густаву IV своё посредничество для примирения с Наполеоном. Естественно, что Стокгольму было предложено присоединиться к континентальной блокаде. Также к ней намеревалось присоединиться и Датское королевство. В ответ на это в августе 1807 г. британский флот обстреливает и разрушает Копенгаген, захватывает весь датский военный флот. Российский императорский дом имел родственные связи с датским, а Копенгаген уже более 100 лет является союзником Петербурга в войнах со Швецией. Поэтому в октябре 1807 г. Россия предъявила Великобритании ультиматум — разрыв отношений до тех пор, пока не будет возвращен Дании флот и возмещены убытки. Александр I потребовал содействия Швеции, чтобы на основании договоров 1780 и 1800 гг. держать Балтику закрытой для военных судов. Густав IV отверг эти требования и продолжил курс на сближение с Лондоном, продолжавшим бороться с Францией.
В ноябре Петербург снова «вопросил» Стокгольм, но около 2 месяцев не получал ответа. Наконец, Густав IV сообщил, что исполнять договора невозможно, пока французы занимают гавани германского берега Балтики. Тогда же стало известно, что король шведский готовится помогать Лондону в войне с Данией, стремясь занять Норвегию. Все эти обстоятельства Александр I посчитал достаточными для обоснования вторжения на территорию Великого герцогства Финляндского с целью перенесения границы от Петербурга и обеспечения безопасности столицы от угрозы со стороны Шведской державы, «стародавнего» врага. Тут еще и Бонапарт, играя на старой вражде, «подлил масла в огонь». В начале 1808 г. он посоветовал Александру I «удалить шведов от своей столицы» и предложил в этом деле помощь и содействие, а 5 февраля 1808 г. Бонапарт заявил русскому послу в Париже графу Толстому, что он согласен на то, чтобы Россия приобрела бы себе всю Швецию со Стокгольмом. Такая позиция Наполеона предоставляла Александру I возможность захватить у Швеции Финляндию и тем самым устранить многовековую угрозу северным рубежам России.
Великобритания в феврале 1808 г. заключила со Швецией договор, по которому обязалась платить Стокгольму по миллиону фунтов ежемесячно во время войны с Россией, сколько бы она ни продолжалась. Есть сведения, что подстрекаемый Лондоном, Густав IV потребовал 1(13) февраля 1808 г. от Александра I возвращения восточной или «русской» Финляндии, т.е. земель отвоеванных в ходе 3 предыдущих русско-шведских войн 18 века.
Это было равносильно объявлению войны, поскольку весь 18-й век прошел в российско-шведских войнах. По результатам Северной войны 1700-1721 гг. согласно Ништадскому мирному договору, Россия получила от Швеции юго-восточную Финляндию с крепостью Выборг. При Елизавете Петровне в 1741 г. началась следующая русско-шведская война. Шведы стремились вернуть утраченные территории, но по причине слабости войска отступили до Хельсинфоша (сов. фин. Хельсинки). В 1743 г. был заключен Абосский мир, по которому Швеция отдала России ещё четыре провинции на юго-востоке Финляндии. Очередная война (1788-1790 гг.), развязанная последним великим шведским королем Густавом III, окончилась ничейным результатом, несмотря на ряд важных побед, как с русской, так со шведской сторон. Теперь уже и у Швеции, как и у России, появился повод для войны…
В начале 1808 г. 24 тыс. русских войск кор пуса графа Буксгевдена (5-я дивизия А. Тучкова, 21-я дивизия П. Багратиона, 17-я дивизия М. Каменского) расположились вдоль границы между городами Фридрихсхамном (сов. фин. Хамина) и Нюслоттом (сов. фин. Савонлинна) Выборгской губернии. Дивизии не были полностью укомплектованы штатами.
Шведо-финских войск Финской армии на другой стороне насчитывалось до 21000, под командованием генерала Клеркера. Он исполнял обязанности командующего пока фельдмаршал граф Клингспор находился в Стокгольме, где еще надеялись на мирное разрешение недоразумений. Да и сам король не верил известиям о сосредоточении русских, и войска в герцогстве не были переведены на военное положение. Хотя еще 28 января шведский посол в Петербурге направил предупреждение о скором переходе границы 60 тыс. русских войск. Ошибся он только в численности войск противника…
Три бригады Финской армии, набранной преимущественно «на месте», прикрывали в приграничной полосе главные дороги. В провинции Нюланд базировалась 2-я бригада К.Ю. Адлеркрейца, севернее - 1-я бригада А. Ф. Пальмфельта. В район крепости Тавастэхус (сов. фин. Хя́меэнли́нна) ускоренным маршем двигались 1 полк и 2 батальона. Оборону обширных территорий провинций Карелия и Саво осуществляла всего одна 3-я бригада Ю. А. Кронштедта. Еще 6-7 тыс. чел., находились в крепости Свеаборг (сов. фин. Суомменлинна), до 700 чел. в крепости Свартхольм (район сов. фин. Ловиисы). Это сообщение было получено главнокомандующим Клингспором под утро 1 февраля, когда он прибыл в Хельсингфош. У графа был приказ не вступать в бой с неприятелем, отступить на север в Остроботнию, но удерживать крепости Свеаборг (сов. фин. Суомменлинна) у Хельсинфорса и Свартхольм до «последней крайности» и, по возможности, действовать в тылу русских. В этом плане была заложена ошибка, проявившаяся позднее, поскольку взятием хотя бы одной из крепостей нарушалась связь всей оборонительной линии шведов.
Русский же план наступления предусматривал нанесения главного удара в Южной Финляндии и флангового в провинции Саво. По плану Ф. Буксгевдена, дивизию в 10 тыс. чел. требовалось сразу же направить на Хельсинфош, 5 тыс. чел., - двигаться на крепость Тавастэхус, а также атаковать Куопио и Сен-Микель (сов. фин. Миккели). Ошибка планирования была заложена и в русском плане войны. По мере продвижения вглубь герцогства коммуникации русских войск растягивались, которых из-за недостатка войск никто не оборонял. Таким образом, ситуация недооценки предстоящего театра военных действий напоминало «зимнюю» войну.
Кампания 1808 года.
Хотя фактического объявления войны ни с одной из сторон не последовало, русские войска 9(21) февраля 1808 г, нарушили русско-шведскую границу по р. Кюмень в провинции Нюланд, начав боевые действия. В провинции Саво русское наступление началось 28 февраля. Решающего перевеса сил не было ни у одной из сторон. Ситуация в этом аспекте очень напоминала начало «зимней войны» между СССР и Финляндией…
1-ое русское наступление (февраль-апрель1808 г.).
На правом фланге в направлении на Куопио и далее на северо-запад на Улеаборг (сов. фин. Оулу) наступала 5-я дивизия А. Тучкова. В центре на Тавастэхус, Таммерфош (сов. фин. Тампере), Бьёрнеборг (сов. фин. Пори) двигалась 21-я дивизия П. Багратиона с задачей выйти на побережье Ботнического залива. Левый фланг составляла 17-я дивизия Н. Каменского 2-го, которая должна была наступать вдоль побережья Финского залива на Хельсинфош.
Шведские войска в приморском секторе «фронта» по причине факта внезапности и под давлением превосходящих сил противника, начали быстро отступать в сторону Хельсинфоша. В восточной части оборонительной линии шведы отступили к Таммерфошу 23 февраля, а их командующий приказал отойти сюда всем разбросанным в северной Финляндии отрядам. Части Саволаксой бригады, действовавшей против дивизии А. Тучкова, должны были оборонять Сен-Михель. Первые потери в 100 чел. обмороженными они понесла 25 февраля из-за ложной тревоги. 29 февраля бригада получила приказ отступить из Сен-Микеля.
Шведский главнокомандующий Клингспор попал «на фронт», в штаб армии в Тавастэхус 1 марта 1808 г. 2 марта февраля русская армия вошла в Хельсинфош, где в итоге в Свеаборге блокированной оказалась треть шведской армии. Таким образом, уже через несколько дней после начала войны русские добились серьезного успеха.
В этот же день П. Багратион овладел Таммерфошем. 5-6 марта 1808 г. части 21-й дивизии без боя заняли Тавастэхус, а 6(18) марта — Бьёрнеборг на побережье Ботнического залива. Еще 5(8) марта 1808 г. сдался Свартхольм на берегу Финского залива. Значительные ресурсы, потраченные на постройку этой крепости, потрачены оказались впустую. Клингспор, за неимением больше опоры в виде утраченных крепостей, решает ускорить отход своих сил на севере в Остроботнию.
Наступление 21-й дивизии от Тавастэхуса через Таммерфош до Бьёрнеборга было осуществлено в необычайно короткий срок, за который было пройдено с боями более 200 км. Выход Багратиона на побережье Ботнического залива значительно улучшил стратегическую обстановку в пользу русской армии. Противник оказался разрезанным на северную и южную группы, что создавало возможность разгрома его по частям. Это было результатом недостаточно четко проработанного шведского плана войны.
Благодаря успеху Багратиона 22 марта русская армия вышла к Обу (сов. фин. Турку) - фактической столице Великого герцогства Финляндского, а 16(23) марта заняла город. 16 (28) марта 1808 г. в г. Борго (сов. фин. Порво) Александр I издал манифест о присоединении Финляндии к Российской империи. В этот же день произошло и формальное объявление войны с русской стороны. Причиной его стало известие, что король шведский, узнав о переходе русских войск через границу, приказал арестовать русское посольство.
Заняв шведские крепости, Багратион хотел развернуть свою дивизию на север. Однако Буксгевден еще 8 марта разделил свои силы на три части. Он приказал Тучкову преследовать Клингспора, Багратиону заняться побережьем Ботнического залива, а сам решил приступить к осаде Свеаборга, перенаправляя часть войск подошедших в Тавастэхус, на осаду Свеаборга и в сторону Хангёудд (сов. фин. Ханко) и далее на Обу.
Таким образом, 21-я и 17-я дивизии русских были заняты осадой Свеаборга и борьбой с силами противника, занимавшей ряд крепостей. А против основной группировки противника действовала слабая 5-я дивизия Тучкова и два небольших отряда, которые к моменту отхода шведов к Улеаборгу (сов. фин. Оулу) перестали их преследовать, находясь на подступах к городу, которого шведы достигли после утомительного, начатого от границы 500-км марша, 29 марта. Поэтому основную группировку шведов разгромить не е удалось.
Несмотря на плохое руководство Буксгевдена, русские войска достигли больших успехов. Благодаря внезапности нападения, отсутствия должного «настроя» и «слабости» шведо-финских войск, русским силам удалось к концу марта - началу апреля занять все приморские города Финского залива, южную, юго-западную и западную части герцогства, укрепленный мыс Хангёудд (сов. фин. Ханко), о. Готланд и Аландские острова, а также побережье Ботнического залива от Васы до Обу в течение апреля- начала мая.
Осада Свеаборга ( 2 марта - 8 мая 1808 г).
Параллельно с этими событиями на берегу Финского залива в Свеаборге происходила борьба за него, последнюю остававшуюся у шведов крупную крепость. 2 марта русский главнокомандующий
Буксгевден прибыл в Хельсинфош и после осмотра шведских укреплений на островах, приказал построить артиллерийские батареи. По причине сложностей с подручными материалами, недостатка подвозимой по глубокому снегу из Петербурга артиллерии, снарядов, инструментов было решено ограничиться ими и не приступать к созданию «регулярной» обороны.
Закончив приготовления, 20 марта русские начали обстрел. Шведы отвечали «весьма живо», истратив более трети запасов своего пороха. После попаданий в жилые дома в Хельсинфорсе, желая спасти город от разрушения, русские предложили шведам не стрелять по городу, обещая строить свои батареи в стороне. Предложение было принято, и Хельсинфош, находившийся в паре «морских» километров от крепости, стал «нейтральным», где русские разместили госпитали и склады. Причуды «правильной войны» века 19-го…
25 марта шведский комендант предложил 2-х месячное перемирие генералу Сухтелену, второму
по старшинству у русских, но получил отказ. Русские обстрелы несколько раз вызывали пожары в крепости, однако возгорания были незначительны и их быстро гасили, да и потери были небольшими - 6 убитых и 32 раненых. Также русские пешие и конные группы своими набегами через лед «беспокоили» гарнизон крепости. Пробравшись ночью, они выходили на лед и внезапно появлялись под стенами, заставляя гарнизон «становиться под ружьё». Когда открывалась стрельба, казаки прятались за утёсы, а шведы, не видя в темноте куда стрелять, в них не попадали. За время осады шведами была сделана только одна небольшая вылазка, стоившая русским одного убитого.
Еще несколько раз русские вызывали шведское командование на переговоры, чтобы убедиться что решимость отдельных лиц в крепости не соответствовала силе обороняющихся. Таким образом, можно было заставить капитулировать гарнизон и без активных военных действий. Русские применили и психологический прием, пропуская сквозь свои позиции многочисленных выходцев из Свеаборга, в том числе и семейства коменданта и офицеров, снабжали деньгами и распускали по домам перебежчиков.
После 12-дневного обстрела 1 апреля 1808 г. заключается перемирие сроком до 4 мая с условием сдать крепость, если к тому времени не получит она подкреплений, и немедленно передать русскими часть островов. 5 апреля после утверждения соглашения, русские заняли уступленные им острова, соорудили на них батареи, из-за чего кольцо блокады Свеаборга стало «жестче». Начиная с 4 мая и до 6 мая, русские войска заняли все острова Свеаборгской крепости. 8 мая 1808 г., мощная морская крепость, «северный Гибралтар», без боя капитулировала. В плен сдались 7,5 тыс. человек, в качестве трофеев достались более 2 тыс. орудий, большие склады и 110 кораблей. Случилась, как говорят в современной Швеции, «вторая Полтава». По версии шведских историков комендант крепости был подкуплен русскими.
Таким образом, первый период русско-шведской войны 1808-1809 гг. закончился серьезным успехом российской армии, стремительным по меркам начала 19 века. Шведское командование не оценило должным образом своего противника, результатом чего стала потеря шведо-финскими войсками всей приграничной оборонительной линии и их последующий отход с оставлением территории на значительные расстояния вглубь герцогства. Однако русским командованием были допущены ошибки, как и в период планирования войны, так и в ходе её, которые позднее позволили шведскому командованию изменить ситуацию в свою пользу. Речь об этом пойдет во второй части статьи.
Автор: выпускник Историко-архивного института РГГУ Александр Терновский
Алексей Агаронян написал(а) 4222 дней(день) назад (нейтрально) 0Спасибо автору за экскурс в историю. Очень интересно и познавательно.0 очковДмитрий Садиков написал(а) 3451 дней(день) назад (нейтрально) 0и главное очень кратко и содержательно.0 очков
Самое читаемое:
- Осмысление революции 1917 года и ее итогов поможет нам лучше понять нынешнее положение России на пути строительства свободного демократического государства.
- Многие летописцы, а за ними и историки заклеймили Олега Рязанского предателем. Но, похоже, пришло время пересмотреть известные исторические факты...
Высокий рейтинг:
- Каддафи погиб. Кто бенефициар? Взгляд на вопрос через деньги.
- Библейские экономические примеры порабощения целых народов без применения оружия.