Аккаунт
О нас Люди Власть
Компании Группы Форумы Блоги Статьи Помощь Трибуна
  •  
 
 
Действия
Рейтинг
4 голосов
Обзор

Пока живёшь, надеждой полон жребий,
пока идёшь - дорога манит в даль.
Где край земли там края нет у неба.
К чему твоя бескрайняя печаль?

Категории
Дети (4 Сообщения)
Культура (1 Сообщения)
Технологии (1 Сообщения)
Cемья (7 Сообщения)
Спорт (1 Сообщения)
Экономика (1 Сообщения)
История (4 Сообщения)
Творчество (3 Сообщения)
Здоровье (3 Сообщения)
Общество (20 Сообщения)
Все блоги (1 Сообщения)
Большой снова раскрывает свои объятия!
Большой снова раскрывает свои объятия!
4554 дней(день) назад 4 комментарии Категории: Культура Теги: культура, искусство, большой театр

 

Большой Театр

 

Московский Большой театр строился почти пять лет...

Датой основания театра считается дата Указа императрицы Екатерины II (28 марта 1776 года), который давал князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет.

Изначально, театр был частным и труппа его состояла из крепостных актеров и приглашенных (зарубежных). Но со временем основную роль в формировании труппы сыграл Московский университет и открытые при нем гимназии, где давалось прекрасное музыкальное образование и уже из выпускников этой гимназии комплектовался состав труппы.

Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки и оно выходило на улицу Петровка, откуда и вышло первое его название - Петровский.

Дело представлений, спектаклей и "увеселений" оказалось делом убыточным и Петр Урусов был вынужден искать компаньона, кем в последствии и стал обрусевший англичанин Майкл Медокс. Господин Медокс с воодушевлением взялся за дело, тем более, что сам являлся  эквилибристом, театральным механиком и «лектором», демонстрировавшим разного рода оптические приборы и прочие «механические» чудеса. Но и его ждало разочарование. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета, Медокс не вылезал из долгов. И в 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета.

В 1802-03 годах театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, а уже в 1804 году, когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

Но уже в 1805 году в результате возникшего проекта по созданию театральной дирекции по образу и подобию Санкт-Петербургской  московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой Дирекции императорских театров. А осенью того же года деревянное здание театра погибло в огне и труппа аж до 1825 года выступала на частных сценах.

В 1819 году был объявлен конкурс на лучший проект нового здания для театра, в котором победил профессор Академии художеств Андрей Михайлов. Но поскольку проект показался излишне дорогостоящим, московский губернатор (кем был на тот момент князь Дмитрий Голицын) приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив. Таким образом, в июле 1820 года началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.

Открытие нового Петровского театра состоялось 6 января 1825 года. Новое здание превзошло величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр. Оно разительно отличалось монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Театр оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, — и получался прекрасный «танцпол». Поэтому театр и стал называться Большим Петровским, что в последствии стало просто Большим театром.

С 1842 года в так называемую «эпоху Верстовского» (знаменитого композитора)  все большее место в его репертуаре театра стали занимать оперы и балеты. Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации... Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

Конкурс на восстановление здания театра выиграл профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 году была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 года оно уже распахнуло свои двери для публики.

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах. Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем которых был назначен архитектор И. Рерберг. Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

Наконец в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра, но по разным обстоятельствам данная реконструкция смогла начаться только в 2005 году.

И вот, наконец, спустя шесть лет, 28 октября 2011 года Большой снова открылся!

Все работы по восстановлению и строительству шли исключительно на средства госбюджета, дабы не было ни у кого и никогда искушения сказать, что он инвестировал или построил Большой театр за свои деньги. Точная сумма пока неизвестна, но судя по грандиозности масштабов проведенных работ, она немаленькая. Но это уже не так важно, ибо Большой театр является визитной карточкой не только Москвы, но и всей России. Ныне это настоящий государственный брэнд, показывающий величие нашего народа и нашей страны.

Открытие Большого театра ознаменовалось большим гала-концертом, состоящим из целого ряда произведений, как отрывков из спектаклей, которые идут в репертуаре, так и достаточного количества новых произведений, поставленных специально для этого вечера. Было много видеопроекций, и представление это - исключительно театральное, в отличие от всевозможных шоу, где номера идут один за одним. Основной идеей галла-концерта явилось возвращение в родной дом. И этот гала-концерт посвящён и архитектуре, и художникам, и спектаклям и, естественно, тем великим артистам, которые работали в этом театре.

Поделись с друзьями

Комментарии
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Алексей Агаронян написал(а) 4554 дней(день) назад (позитивно) 
     
    1
    Браво Большому! )
     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Дмитрий Садиков написал(а) 4554 дней(день) назад (нейтрально) 
     
    0
    Спасибо громадное Олегу за емкую историческую справку, написанную к тому же языком старой московской интеллигенции, который в наше неспокойное время к сожалению звучит все реже. И конечно же я полностью согласен с Алексеем - Браво Большой!
     
       
     
    0 очков
     

Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС77-46973 от 14.10.2011г.

Знакомое лицо, 2024 ©.